[Русский] [English]  

Психодрама и современная психотерапия

2006, № 2-3
(апрель - сентябрь)

Журнал
Все номера журнала >>>

Содержание:


"Линии Психодрамы": Материалы Четвертой Московской психодраматической конференции

О. Г. Саначина. Куда привели "Линии психодрамы". IV-ая Московская психодраматическая конференция
 
Разогрев
Ж. В. Лурье. Дверь в полу
А. Б. Костина, Ю. Н. Журин. История создания одного разогрева
А. Ю. Гарафеева. "Телесный диалог": танцевально-двигательный разогрев в психодраме
К. В. Сыроквашина, В. В. Максимов. Психодрама для начинающих: знакомство с языком и методом
 
Действие: Линия 1. "Проблемы и техники"
Е. В. Лопухина. Шрамы душевных ран и их роль в нашей жизни: Психодраматическое исследование
Е. Л. Михайлова. Лики старости: там, где нас еще нет
Р. Н. Дмитриченко. "Роковые Яйца"
К. А. Серебрякова. Использование греческого хора при работе с базовыми убеждениями
М. Н. Телятникова. Применение психодрамы для психокоррекционной работы с умственно-отсталыми подростками
 
Действие: Линия 2. "Синтез методов"
Ю. В. Власова, А. С. Щербаков. Полет Черной Бабочки
Г. Б. Бедненко. Мифодрама: смыслы, цели методы
М. Б. Владимирова (Огородникава). Психодраматическая работа с репродукциями произведений искусства
И. Н. Ефимова. В поисках центрального персонажа. Экзистенциально-аналитический prefix к драме предков
П. П. Горностай. Запреты, с которыми мы живем
 
Действие: Линия 3. "Работа с ресурсами"
Л. Д. Межерицкая. Мужской мир, женский мир: как встретиться, познакомиться и остаться живыми
Н. В. Карягина. Для вас, души моей царицы
М. Б. Владимирова (Огородникава). Путешествие в поисках ресурсов
Е. В. Лесовая. "Мое тело говорит..." Опыт работы с телом в психодраме - и тела в психодраме
И. М. Первушина, О. Е. Хухлаев. "Проторенные дороги" и "нехоженые тропы": психодраматическая работа по восстановлению контакта с жизненными силами
 
Шеринг и процесс-анализ
О. Г. Саначина. Как привлечь клиентов в психодраматическую группу: результаты круглого стола
Н. В. Карягина. Ресурсы и ловушки харизматического стиля лидерства в психодраме
Д. А. Крымова, А. Б. Костина. "Плейбек театр" или "О том чего в этот раз не было, но что обязательно будет на следующей конференции"
 

Резюме статей


О. Г. Саначина. Куда привели "Линии психодрамы". IV-ая Московская психодраматическая конференция.

Вступительное слово и репортаж о Четвертой московской конференции по психодрами "Линии психодрамы", которая состоялась 14-16 апреля 2006 г. Москве.

[Назад]


Ж. В. Лурье. Дверь в полу.

В статье представлен один из вариантов "входа" в психодраму, возможная структура работы, позволяющей участникам соприкоснуться с глубинными экзистенциальными переживаниями.

[Назад]


А. Б. Костина, Ю. Н. Журин. История создания одного разогрева.

Статья посвящена разбору задач общего разогрева 4-й психодраматической конференции "Линии психодрамы" и техническим приемам, которые использовались для их решения.

[Назад]


А. Ю. Гарафеева. "Телесный диалог": танцевально-двигательный разогрев в психодраме.

Данная статья написана по мотивам проведенного разогрева в рамках IV Психодраматической конференции "Линии психодрамы" (Москва, 2006 г.). В статье обосновываются возможности и выделяются преимущества применения техник танцевально-двигательной терапии в психодраме на этапе разогрева, и подробно рассмотрен танцевально-двигательный разогрев "Телесный диалог".

[Назад]


К. В. Сыроквашина, В. В. Максимов. Психодрама для начинающих: знакомство с языком и методом.

В тексте авторами рассматриваются базовые точки, на которых основывалось проведение мастерской для начинающих на IV Московской психодраматической конференции. Определяются цели такой мастерской и средства их достижения. Ведущие предлагают способы представления классического психодраматического метода в рамках мастерской, в частности введение исторического и языкового контекста в канву ворк-шопа.

[Назад]


Е. В. Лопухина. Шрамы душевных ран и их роль в нашей жизни: Психодраматическое исследование.

Пережитые травмы и страдания не проходят бесследно и на месте заживших ран остаются "шрамы" и с ними приходится жить. В практике работы психотерапевтам нередко приходится сталкиваться с такими старыми шрамами от заживших душевных ран, которые оказывают негативное влияние на поведение и эмоциональное состояние тех, кто несёт их в себе. Представляется, что целенаправленное использование в психодраматическом действии метафорической аналогии с телесными шрамами при работе с остатками в целом пережитых душевных травм обладает значительным диагностическим и терапевтическим потенциалом. В данной статье мы представляем разработанную нами структурированную психодраматическую технику "Шрамы душевных ран". Эта техника может быть использована для психодраматического исследования старых шрамов - ролей, которые они играют в нашей жизни, своих отношений с ними, а так же тех важных сообщений, которые они нам посылают, когда беспокоят нас, ноют "в плохую погоду", чего они хотят от нас, чтобы стать "благородными" шрамами, стать памятными орденами за подвиг и преодоление.

[Назад]


Е. Л. Михайлова. Лики старости: там, где нас еще нет.

В статье, написанной по следам проведенной автором мастерской, соединяются и дополняют друг друга краткие зарисовки показанных в ходе мастерской техник и культурно-исторический анализ отношения к теме старости в постсоветской реальности. Социопсиходраматическое исследование темы старости рассматривается в контексте профессиональной генеалогии, в которой важное место занимают культовые фигуры ныне живущих "матриархов метода".

[Назад]


Р. Н. Дмитриченко. "Роковые Яйца".

Злой рок - известная фраза, но его неизбежность, безнадежность и безысходность - всего лишь миф. Не так страшен рок, как его "малюют", особенно если он некогда незримый, но устрашающий принимает доступные и привычные всем с детства формы и очертания игрушек. И вот, этот роковой преследователь уже у нас на ладони. На ладони человека, который до этого момента все свои неудачи и болезни связывал только с судьбой и наследственностью. Теперь он получил возможность связать их с игрушками и как когда-то в детстве "поиграть" с ними, и с помощью психотерапевта понять, а возможно и изменить линии своей судьбы. Итак, "роковые яйца" с игрушками внутри - это не только символ рока, но и его противоядие. В статье даны практические советы, основанные на многолетнем опыте работы психотерапевта с клиентами с психосоматическими заболеваниями.

[Назад]


К. А. Серебрякова. Использование греческого хора при работе с базовыми убеждениями.

В данной статье описывается возможность применения техники греческого хора при работе с негативными базовыми убеждениями. Отмечается, что работа с глубинными убеждениями является одной из самых сложных и длительных, так как убеждения иррациональны, не поддаются логическому осмыслению и обычно подкреплены детским опытом. Автор подробно описывает на примерах изменение убеждений при помощи греческого хора, дает схему построения работы с этой техникой с учетом всех нюансов.

[Назад]


М. Н. Телятникова. Применение психодрамы для психокоррекционной работы с умственно-отсталыми подростками.

В статье представлена точка зрения автора на использование психодрамы в работе с умственно-отсталыми подростками, возможности, значимость, место в обучении и воспитании. В основу легла идея Г. Лейтц (1994) о том, что во многих случаях при врожденной олигофрении интенсивная работа с больным может способствовать развитию у него определенной степени психического ролевого поведения, а в ролевой игре пациента можно обучить социальному ролевому поведению. Были апробированы различные варианты проведения ролевых и сюжетно-ролевых игр на занятиях с подростками разной степени умственной отсталости (дебильность и имбецильность) с целью формирования навыков социально-адекватного поведения.

[Назад]


Ю. В. Власова, А. С. Щербаков. Полет Черной Бабочки.

В представленной работе авторы обращаются к пониманию образа Тени аналитической психологии. В статье рассматриваются способы исследования коллективной и индивидуальной Тени с помощью метода психодрамы. Подчеркивается, что взгляд на Тень, как на нечто негативное в человеке носит односторонний характер. Ассимиляция Тени происходит при помощи проработки проекций, поэтому авторы статьи предлагают психодраматические упражнения, имеющие практическое значение для психотерапии. Также представлено психодраматическая групповая игра "Черная Бабочка", основанная на примитивном религиозном культе индейцев Центральной Бразилии. Эта таинственная и динамичная работа посвящена встрече с Тенью лицом к лицу.

[Назад]


Г. Б. Бедненко. Мифодрама: смыслы, цели методы.

В этом докладе рассматриваются происхождение метода, его родственные связи с социодрамой и психодрамой, теория, идеология, методология и практика. Отдельно рассмотрены мифодраматические течения, обусловленные основной темой - конкретной мифологией: древнегреческой, древнескандинавской и аккадо-шумерской. Обозначены их сильные и слабые стороны, свои особенности. Отдельно определены основные ресурсные сюжеты, имеющиеся в большинстве мифологий мира, в том числе вышеописываемых: сотворение мира, нахождение ресурса, потеря и возвращение ресурса, починка мира. Наиболее характерными целями метода обозначены развитие ролевого репертуару в тренінгових групах и общий "разогрев" в группах клиентских.

[Назад]


М. Б. Владимирова (Огородникова). Психодраматическая работа с репродукциями произведений искусства.

В этой статье описан один из возможных вариантов психодраматической или социодраматической работы с репродукциями произведений искусства. Это красивая и глубокая работа, которая сочетает в себе эстетику живописи, глубину и целительную силу оживления двухмерных картин и динамику пластического театра.

[Назад]


И. Н. Ефимова. В поисках центрального персонажа. Экзистенциально-аналитический prefix к драме предков.

мВ данной статье приводятся теоретические взгляды экзистенциального анализа на природу Я, дается на их основе интерпретация сюжета сказки "Кот в сапогах" и описывается структурированная социодраматическая техника, развивающая внутренние ресурсы, необходимые для решения проблем психологического наследства.

[Назад]


П. П. Горностай. Запреты, с которыми мы живем.

Наша жизнь ограничена жизненным сценарием, который формируется с первых лет жизни человека. Важными элементами сценария являются сценарные запреты: мы все время неосознанно запрещаем себе многие чувства, действия, желания. В статье описывается психотерапевтическая работа с такими проблемами, основанная на синтезе трансактного анализа и психодрамы.

[Назад]


Л. Д. Межерицкая. Мужской мир, женский мир: как встретиться, познакомиться и остаться живыми

Цель предложенной мастерской - исследование развития форм и содержания контакта между мужчиной и женщиной в ситуации взаимодействия как из личных ролей, так и из ролей представителей своего пола. Задача - определить, какие внутренние роли и состояния актуализируются при общении, разделённом по половой принадлежности; какие линии взаимодействия проявляются между мужчинами и женщинами в реальном времени в пространстве психодраматической группы. Мастерская предоставила важную возможность задать прямые откровенные вопросы и получить честные ответы от представителей "другого" (может быть здесь это слово уместнее написать без кавычек?) мира.

[Назад]


Н. В. Карягина. Для вас, души моей царицы.

Статья посвящена методическому описанию мастерской и программы краткосрочной "женской" группы. Основная тема группы - ответственное взаимодействие с женской душой, глубинной женственностью и красотой. В статье приводится пример совместного использования психодрамы и арт-терапии в целях глубокой проработки темы.

[Назад]


М. Б. Владимирова (Огородникава). Путешествие в поисках ресурсов.

Эта статья посвящена ревизии ресурсного инструментария в работе психотерапевта. Данная классификация позволит шире и глубже взглянуть на возможности психодрамы и других видов терапии для возвращения жизненных сил клиентов.

[Назад]


Е. В. Лесовая. "Мое тело говорит..." Опыт работы с телом в психодраме - и тела в психодраме.

Что для вас ваше тело? Инструмент? Друг? Чуждая субстанция? И что бы оно могло сказать вам (или миру), если дать ему слово? Какие претензии предъявить? Как можно поговорить и договориться с той частью себя, которая называется тело? Статья состоит из двух частей. Первая часть отвечает на вопрос: какие возможны варианты работы с запросами, связанными с телом и образом тела в психодраме. Рассматриваются три этапа работы с темой тела в клиентской психодраматической группе - проблематизирующий, переговорный и ресурсный. Вторая часть статьи отвечает на вопрос: что может привнести нового в психодраму, как обогатить ее работа тела (его движение, раскрытие его творческого потенциала)?

[Назад]


И. М. Первушина, О. Е. Хухлаев. "Проторенные дороги" и "нехоженые тропы": психодраматическая работа по восстановлению контакта с жизненными силами.

В статье представлено описание авторской структурированной психодраматической техники. В ее основе лежит представление о том, существующее у человека "желание жить", как мотивационная сила, может реализовываться ограничивающим личность способом. В процессе работы клиент может отделить способ действия от стремления к выживанию и получить внутренне разрешение на овладение и потенциальное использования других поведенческих паттернов.

[Назад]


О. Г. Саначина. Как привлечь клиентов в психодраматическую группу: результаты круглого стола.

Новая возможность на психодраматической конференции - дискуссионные, но психодраматические круглые столы. В статье представлено описание рождения идеи круглых столов, содержание одного из них - "Как привлечь клиентов в психодраматическую группу: проблемы и эффективные решения", идеи, которые родились в процессе живого обсуждения.

[Назад]


Н. В. Карягина. Ресурсы и ловушки харизматического стиля лидерства в психодраме.

В докладе прослеживаются корреляции между имеющимися на данный момент в теории и практике подходами к феномену харизматичности, а также оценка оправданности использования харизматического стиля лидерства в психодраме.

[Назад]


Д. А. Крымова, А. Б. Костина. "Плейбэк театр" или "О том чего в этот раз не было, но что обязательно будет на следующей конференции"

Речь идет о Плейбек театре - методе групповой психотерапии, взявшем свое начало от Психодрамы Я. Л. Морено, а вернее от Театра Импровизации. Театр Импровизации и Психодрама, по сути, разнояйцовые близнецы, последний из которых воспитывался Зеркой Морено, а первый Джонатаном Фоксом.

[Назад]


Все номера журнала >>>


© 2002-2018 "Психодрама и современная психотерапия"
www.psychodrama.com.ua


 

Назад