[Русский] [English]  

Психодрама и современная психотерапия

2003, № 4
(октябрь - декабрь)

Журнал
Все номера журнала >>>

Содержание:


Теория и методика

А. Блатнер. Теоретические основы психодрамы
Джозеф Морено. Видение дублера: Морено и Достоевский
П. П. Горностай. Личность и время: Творчество, как переживание
С. О. Смольникова. Культурологический анализ детской игры: поиск психотерапевтического ресурса
С. М. Мишурова. Ролевые игры с "детьми войны"

Социодрама и социометрия

Фридель Гайслер. Социодрама - общественно-политическая игра
Р. А. Золотовицкий. Роль метафоры в "командообразовании"

Научная жизнь

Т. Ю. Зайцевская. XI Конгресс ЕАП: новые горизонты профессионального развития
Е. А. Ромек. Музыка и психодрама
Е. Л. Вознесенская. Пространство арттерапии: возможности и перспективы

Резюме статей


А. Блатнер. Теоретические основы психодрамы

Теоретические основы психодрамы были развиты и углублены в течение последнего поколения. Теории и методы должны рассматриваться как часть более широкой теории психотерапии, природы развития и изменения, и что это дает для помощи и психотерапии. Хорошее понимание психодрамы должно также включать другие источники, а не только сочинения самого Морено. С другой стороны, идеи Морено, и их развитие другими авторами в этой области выдвигают идеи, которые могут дополнять и углублять более широкие области психологии и психотерапии. Среди них - подход Морено к ролевой теории, и то, как он систематически разрабатывался другими, включая автора.

[Назад]


Джозеф Морено. Видение дублера: Морено и Достоевский

Психодраматический дублер может обеспечить протагониста положительным образцом для подражания, а может принести вред, если он все делает только для себя. Автор размышляет о позитивном и негативном потенциале дублера на примере романа Достоевского "Двойник", где описывается история титулярного советника Голядкина и его собственного двойника, который конкурировал с ним. Этот двойник (дублер) обладал всей необходимой спонтанностью, которой не хватало протагонисту, но вместо поддержки герой романа был вытеснен двойником из всех его социальных ролей и, в конце концов, доведен до безумия.

[Назад]


П. П. Горностай. Личность и время: Творчество, как переживание

Проблема времени в психологии личности является одной из самых сложных и интересных. Автор рассматривает категорию личностного времени с экзистенциальных позиций, в связи с категориями "ценность", "переживание", "жизненный мир" и др. Большое внимание уделено анализу субъективных составляющих личностного времени, воображаемых компонентов жизненного мира, создаваемых творчеством человека. Один из основных механизмов построения субъективного личностного времени и гармонизации жизненного мира выступает ролевое переживание. В статье рассмотрены ценностно-временные формы экзистенциальных фрустраций и способы выхода из них с помощью терапии творчеством и психодрамы.

[Назад]


С. О. Смольникова. Культурологический анализ детской игры: поиск психотерапевтического ресурса

Статья посвящена исследованию игры, как элемента культуры. Каждая культура и субкультура содержат в себе психотерапевтический ресурс. С этой точки зрения анализ игр представляется очень интересным. Автор изучает игровые сюжеты, символы и роли и выделяет четыре стадии развития игры в процессе игровой клиентоцентрированной терапии. Смена сюжетов и мотивов в играх дает материал для диагностики эмоционального состояния ребенка и контроля результатов терапии. Изучение детской игры является ключевым моментом исследования психотерапевтического ресурса культуры.

[Назад]


С. М. Мишурова. Ролевые игры с "детьми войны"

В статье описана работа детского психолога в программе реабилитации детей-сирот, потерявших обоих родителей в военных и межнациональных конфликтах. Работа основана на непосредственном общении с живой природой и знакомстве с историческим и культурным наследием родного края. Рассмотрены конкретные случаи психодраматических сессий. Использование ролевых игр пробуждает интерес детей к познанию того, что их окружает, закрепляет полученные впечатления, переводит увиденное в разряд внутреннего опыта. В непринужденной игровой обстановке символической реальности дети смогли заявить о своих проблемах, потребностях и желаниях, активизировать личностные ресурсы, ускорить консолидацию группы и сменить потребительское отношение к поступающей извне помощи на сотрудничество.

[Назад]


Фридель Гайслер. Социодрама - общественно-политическая игра

Социодрама является эффективным методом работы с группами и групповыми темами. В статье описана сущность метода социодрамы, ее этапов, основных элементов, работы с темой, проанализированы сходства и различия социодраматического и психодраматического подходов.

[Назад]


Р. А. Золотовицкий. Роль метафоры в "командообразовании"

Автор анализирует традицию "teambuilding" в России и импровизирует с метафорами группы, как полезными, так и вредными. Вот примеры вредных мифов и метафор: всякая сплочённость направлена только на организационную эффективность, цель достижима, группой можно управлять (на самом деле управлять можно только организацией), команда - это руководитель И группа подчинённых ему руководителей, и т.д. И самый опасный миф - миф о лидере, ведь "лидер" - это всего лишь пустой звук, который не имеет смысла без конкретной ситуации, формируемой социометрическим критерием, это вовсе не универсальная роль, а роль из западной драматургии. Автор не боится самых острых дилемм и коллизий современной управленческой практики: компетентность и лояльность, восточная и западная традиция общения в группе, легитимность и импровизированность власти. Лучшая метафора группы - Театр, и автор работает со всем этим в организационном театре социодрамы.

[Назад]


Т. Ю. Зайцевская. XI Конгресс ЕАП: новые горизонты профессионального развития

Репортаж об XI Конгрессе Европейской Ассоциации Психотерапии "Психотерапия - идентичность и противоречия", который состоялся 10-13 июля 2003 г. в Львове.

[Назад]


Е. А. Ромек. Музыка и психодрама

Сообщение о семинаре-мастерской Джозефа Морено "Терапия музыкой: древнее целительство и современные техники", которая состоялась 7-9 ноября 2003 г. в Ростове-на-Дону.

[Назад]


Е. Л. Вознесенская. Пространство арттерапии: возможности и перспективы

Репортаж о Междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием "Пространство арттерапии: возможности и перспективы", которая состоялась 4-5 декабря 2003 г. в Киеве.

[Назад]


Все номера журнала >>>


© 2002-2018 "Психодрама и современная психотерапия"
www.psychodrama.com.ua


 

Назад