[] [English]  

Psychodrama and Modern Psychotherapy

2003, No 4
(October - December)

Journal
All numbers of journal >>>

Contents


Theory and techniques

A. Blatner. Theoretical Foundations of Psychodrama
Joseph Moreno. Double Vision: Moreno and Dostoevsky
P. P. Gornostay. Personality and Time: Creation as Experience
S. O. Smolnikova. Culturological Analysis of Children's Game: Search of Psychotherapeutic Resource
S. M. Mishurova. Role Plays with "Children of War"

Sociodrama and Sociometry

Friedel Geisler. Sociodrama is a Social-Politic Play
R. A. Zolotovitsky. Role of Metaphor in Teambuilding

Scientific life

T. J. Zajtsevskaya. The 11th EAP Congress: New Horizons of Professional Development
E. A. Romek. Music and Psychodrama
E. A. Voznesenska. Space of Art Therapy: Possibilities and Prospects

Summaries


A. Blatner. Theoretical Foundations of Psychodrama

The theoretical foundations of psychodrama have evolved and deepened in the last generation. The theories and methods should be viewed as part of a broader theory of psychotherapy, the nature of development and change and what makes for help and psychotherapy. A good understanding of psychodrama should also include other sources other than Moreno's own writings. On the other hand, Moreno's ideas and their elaboration by others in the field offer ideas that can inform and deepen the larger fields of psychology and psychotherapy. Among these include Moreno's approach to role theory and how it's been systematically developed by others, including the author.

[Back]


Joseph Moreno. Double Vision: Moreno and Dostoevsky

The psychodramatical double may both provide the protagonist with a positive role model, and harm, if he is doing everything only for his own good. The author reflects on positive and negative potential of the double basing on the example of the Dostoevsky's novel The Double where the history of titular counsellor Golyadkin and his own double that rivaled him is described. This double had all the needed spontaneity that the protagonist lacked, but instead of supporting the hero of novel he was superseded by the double from all his social roles and has ultimately been driven to madness.

[Back]


P. P. Gornostay. Personality and Time: Creation as Experience

The problem of time in personality psychology is one of the most complex and interesting ones. The author considers a category of personal time from existentialist positions, in relation with categories "value", "experience", "life world" etc. Great consideration is given to the analysis of subjective dimensions of personal time, to imaginary components of the life world that are being built by person's creativity. One of the basic mechanisms of construction of subjective personality time and harmonization of the life world is role experience. In the article value-and-time-related forms of existential frustration and variants of exit out of them with the help of creative therapy and psychodrama are considered.

[Back]


S. O. Smolnikova. Culturological Analysis of Children's Game: Search of Psychotherapeutic Resource

The article is devoted to the research of a game, as the element of culture. Any culture and any subculture have psychotherapeutic resource. From this viewpoint the analysis of games is very interesting. The author studies plots, symbols, and roles of games and distinguishes four stages of development of the game n the Client-Centered Play therapy. The change of plots and motives in the games provides the material for diagnostics of emotional condition of the child and monitoring the outcomes of the therapy. The study of a child's game is a key moment of investigation of psychotherapeutic resource of culture.

[Back]


S. M. Mishurova. Role Plays with "Children of War"

In the article, the work of children's psychologist in the program of rehabilitation of children who has lost both parents in military and interethnic conflicts is described. Work is based on the natural communication with wildlife and acquaintance with historical and cultural heritage of the native land. Concrete cases of psychodramatical sessions are studied. The use of role plays awakens children's interest for the discovering of the environment, fixes the received impressions, and translates them into internal experience. In the free-of-stress playful surrondings of the symbolic reality, children could speak out about their own problems, needs and desires, to activate their personal resources, to promote group consolidation and to replace the consumer's attitude to the help coming from outside for cooperation.

[Back]


Friedel Geisler. Sociodrama is a Social-Politic Play

Sociodrama is an effective method of work with groups and group themes. In the article the essence of a sociodrama method, of its stages, elements, and work with a theme is described, similarities and differences of sociodramatical and psychodramatical approaches are analyzed.

[Back]


R. A. Zolotovitsky. Role of Metaphor in Teambuilding

The author analyzes tradition of "teambuilding" in Russia and improvises with metaphors of group, both useful, and harmful. Examples of harmful myths and metaphors: any unity is aiming at only organizational efficiency, the purpose is achievable, the group can be directed (actually it is possible to direct only an organization), the team is a head And a group of the heads subordinated to him, etc. And the most dangerous myth - the myth about the leader, because "leader" is only an empty sound which is meaningless without the concrete situation formed by sociometric criterion, it is not a universal role at all, but a role from the western dramatic art. The author is not afraid of the sharpest dilemmas and collisions of the modern administrative practice: competence and loyalty, eastern and western tradition of group communication, legitimacy and impromptu of the authorities. The best group metaphor is a Theatre, and the author is working with all of this at organizational sociodrama theatre.

[Back]


T. J. Zajtsevskaya. The 11th EAP Congress: New Horizons of Professional Development

The report about 11th Congress of the European Association for Psychotherapy "Psychotherapy - Identity and Controversies" which was held on July, 10-13, 2003 in Lviv.

[Back]


E. A. Romek. Music and Psychodrama

The report about Joseph Moreno's workshop "Therapy by music: ancient healing and modern techniques" which was held on November, 7-9, 2003 in Rostov-on-Don.

[Back]


E. A. Voznesenska. Space of Art Therapy: Possibilities and Prospects

The report about Interdisciplinary scientific-practical conference with international participation "Space of Art Therapy: Possibilities and Prospects" which was held on December, 4-5, 2003 in Kiev.

[Back]


All numbers of journal >>>


2002-2018 "Psychodrama and Modern Psychotherapy"
www.psychodrama.com.ua


 

  [Back]

[Русский] [English]  

Психодрама и современная психотерапия

2003, № 4
(октябрь - декабрь)

Журнал
Все номера журнала >>>

Содержание:


Теория и методика

А. Блатнер. Теоретические основы психодрамы
Джозеф Морено. Видение дублера: Морено и Достоевский
П. П. Горностай. Личность и время: Творчество, как переживание
С. О. Смольникова. Культурологический анализ детской игры: поиск психотерапевтического ресурса
С. М. Мишурова. Ролевые игры с "детьми войны"

Социодрама и социометрия

Фридель Гайслер. Социодрама - общественно-политическая игра
Р. А. Золотовицкий. Роль метафоры в "командообразовании"

Научная жизнь

Т. Ю. Зайцевская. XI Конгресс ЕАП: новые горизонты профессионального развития
Е. А. Ромек. Музыка и психодрама
Е. Л. Вознесенская. Пространство арттерапии: возможности и перспективы

Резюме статей


А. Блатнер. Теоретические основы психодрамы

Теоретические основы психодрамы были развиты и углублены в течение последнего поколения. Теории и методы должны рассматриваться как часть более широкой теории психотерапии, природы развития и изменения, и что это дает для помощи и психотерапии. Хорошее понимание психодрамы должно также включать другие источники, а не только сочинения самого Морено. С другой стороны, идеи Морено, и их развитие другими авторами в этой области выдвигают идеи, которые могут дополнять и углублять более широкие области психологии и психотерапии. Среди них - подход Морено к ролевой теории, и то, как он систематически разрабатывался другими, включая автора.

[Назад]


Джозеф Морено. Видение дублера: Морено и Достоевский

Психодраматический дублер может обеспечить протагониста положительным образцом для подражания, а может принести вред, если он все делает только для себя. Автор размышляет о позитивном и негативном потенциале дублера на примере романа Достоевского "Двойник", где описывается история титулярного советника Голядкина и его собственного двойника, который конкурировал с ним. Этот двойник (дублер) обладал всей необходимой спонтанностью, которой не хватало протагонисту, но вместо поддержки герой романа был вытеснен двойником из всех его социальных ролей и, в конце концов, доведен до безумия.

[Назад]


П. П. Горностай. Личность и время: Творчество, как переживание

Проблема времени в психологии личности является одной из самых сложных и интересных. Автор рассматривает категорию личностного времени с экзистенциальных позиций, в связи с категориями "ценность", "переживание", "жизненный мир" и др. Большое внимание уделено анализу субъективных составляющих личностного времени, воображаемых компонентов жизненного мира, создаваемых творчеством человека. Один из основных механизмов построения субъективного личностного времени и гармонизации жизненного мира выступает ролевое переживание. В статье рассмотрены ценностно-временные формы экзистенциальных фрустраций и способы выхода из них с помощью терапии творчеством и психодрамы.

[Назад]


С. О. Смольникова. Культурологический анализ детской игры: поиск психотерапевтического ресурса

Статья посвящена исследованию игры, как элемента культуры. Каждая культура и субкультура содержат в себе психотерапевтический ресурс. С этой точки зрения анализ игр представляется очень интересным. Автор изучает игровые сюжеты, символы и роли и выделяет четыре стадии развития игры в процессе игровой клиентоцентрированной терапии. Смена сюжетов и мотивов в играх дает материал для диагностики эмоционального состояния ребенка и контроля результатов терапии. Изучение детской игры является ключевым моментом исследования психотерапевтического ресурса культуры.

[Назад]


С. М. Мишурова. Ролевые игры с "детьми войны"

В статье описана работа детского психолога в программе реабилитации детей-сирот, потерявших обоих родителей в военных и межнациональных конфликтах. Работа основана на непосредственном общении с живой природой и знакомстве с историческим и культурным наследием родного края. Рассмотрены конкретные случаи психодраматических сессий. Использование ролевых игр пробуждает интерес детей к познанию того, что их окружает, закрепляет полученные впечатления, переводит увиденное в разряд внутреннего опыта. В непринужденной игровой обстановке символической реальности дети смогли заявить о своих проблемах, потребностях и желаниях, активизировать личностные ресурсы, ускорить консолидацию группы и сменить потребительское отношение к поступающей извне помощи на сотрудничество.

[Назад]


Фридель Гайслер. Социодрама - общественно-политическая игра

Социодрама является эффективным методом работы с группами и групповыми темами. В статье описана сущность метода социодрамы, ее этапов, основных элементов, работы с темой, проанализированы сходства и различия социодраматического и психодраматического подходов.

[Назад]


Р. А. Золотовицкий. Роль метафоры в "командообразовании"

Автор анализирует традицию "teambuilding" в России и импровизирует с метафорами группы, как полезными, так и вредными. Вот примеры вредных мифов и метафор: всякая сплочённость направлена только на организационную эффективность, цель достижима, группой можно управлять (на самом деле управлять можно только организацией), команда - это руководитель И группа подчинённых ему руководителей, и т.д. И самый опасный миф - миф о лидере, ведь "лидер" - это всего лишь пустой звук, который не имеет смысла без конкретной ситуации, формируемой социометрическим критерием, это вовсе не универсальная роль, а роль из западной драматургии. Автор не боится самых острых дилемм и коллизий современной управленческой практики: компетентность и лояльность, восточная и западная традиция общения в группе, легитимность и импровизированность власти. Лучшая метафора группы - Театр, и автор работает со всем этим в организационном театре социодрамы.

[Назад]


Т. Ю. Зайцевская. XI Конгресс ЕАП: новые горизонты профессионального развития

Репортаж об XI Конгрессе Европейской Ассоциации Психотерапии "Психотерапия - идентичность и противоречия", который состоялся 10-13 июля 2003 г. в Львове.

[Назад]


Е. А. Ромек. Музыка и психодрама

Сообщение о семинаре-мастерской Джозефа Морено "Терапия музыкой: древнее целительство и современные техники", которая состоялась 7-9 ноября 2003 г. в Ростове-на-Дону.

[Назад]


Е. Л. Вознесенская. Пространство арттерапии: возможности и перспективы

Репортаж о Междисциплинарной научно-практической конференции с международным участием "Пространство арттерапии: возможности и перспективы", которая состоялась 4-5 декабря 2003 г. в Киеве.

[Назад]


Все номера журнала >>>


© 2002-2018 "Психодрама и современная психотерапия"
www.psychodrama.com.ua


 

Назад