[Русский] [English]  

Психодрама и современная психотерапия

2004, № 1-2
(январь - июнь)

Журнал
Все номера журнала >>>

Содержание:


Психодрама: Здесь-и-Сейчас (Материалы 2-й Московской конференции по психодраме)

1. Пролог
Е. М. Симонова, К. В. Щурова. Психодрама - всегда и везде
 
2. Психодрама в психотерапевтической практике
Е. В. Лопухина. Психодраматическая техника "Архетипический оракул" в работе с психологической травмой предательства
Н. Б. Долгополов. Футуропрактика a deux.
Е. Л. Михайлова. "Безотцовщина": Что случилось и продолжает случаться с "фигурой отца"
М. А. Румянцева. Как "отец" ушел из "дома" или размышления о том, зачем Волк усыновил Теленка
А. С. Щербаков, Ю. В. Власова. Психодраматическая виньетка "Шут внутри нас"
Е. А. Загряжская. Прощение: примирение с самим собой в психодраме
Т. Ю. Зайцевская. Родник моей жизни
О. В. Московцева-Бойко. Точка перехода: психодрама проживания
 
3. Диалоги методов и жанров
Л. М. Огороднов, Д. Ю. Петров. От хаоса к порядку. Миры скандинавской мифологии и психодрама
И. Н. Ефимова. Психодрама + экзистенциальный анализ: о пользе перекрестного опыления
М. А. Бебик. Спонтанный театр с детьми
Т. Н. Евдокимова. "Корни и Крылья": Расстановка семьи по методу Берта Хеллингера
 
4. Психодрама в бизнесе
И. Е. Романова. Цыганочка с выходом, или о пользе спонтанности бизнес-тренера
Е. М. Симонова. Деньги: Рай и Ад
Е. Б. Август. Использование психодрамы в работе профконсультанта: нелегкий путь к собственным "Я"
М. В. Бурлова, Т. А. Солдатова, Е. М. Симонова, К. В. Щурова. Социодрама "Вас уволили... Ура!"
 
5. Процесс-анализ для психодраматистов
И. Е. Романова. Социодрама как проекция внутриличностного конфликта и механизмов совладания с ним
Е. Ф. Абельская. Групповые нормы и культурное строительство в работе директора психодраматической группы
 
6. Вместо эпилога
Р. А. Золотовицкий. Ночью все кошки серы...

Теория и методика

А. Пэйрон-Гингер. Перлз и Морено: Два брата врага
А. С. Андреев. Гештальт-подход как система
Е. Л. Вознесенская. Кто Я? Что Я? Только лишь… (опыт сочетания символдрамы и арттерапии в работе с образом Я)
А. Г. Лидерс. Тренинг личностного роста для подростков и старшеклассников

Научная жизнь

Е. Л. Вознесенская. Социально-психологическое измерение проблем семьи
О. Г. Саначина, Ю. Н. Журин. В психодраме можно все! Сегодня сцена принадлежит Якову Наору - психодраматисту из Израиля

Резюме статей


Е. М. Симонова, К. В. Щурова. Психодрама - всегда и везде

Вступительное слово и репортаж о Второй московскую конференции по психодраме "Психодрама: Здесь-и-сейчас", которая состоялась 26-29 января 2004 г. в Москве.

[Назад]


Е. В. Лопухина. Психодраматическая техника "Архетипический оракул" в работе с психологической травмой предательства

Статья содержит методическое описание и концептуальное обоснование разработанной автором структурированной психодраматической техники "Архетипический оракул". Описанный в статье вариант этой техники предназначен для терапевтической работы с глубокой психологической травмой предательства путем подключения клиентов к ресурсам коллективного бессознательного. В основе данной техники лежат идеи Дж. Хьюстон о "сакральной ране" и концептуальная модель Р. Мора и Д. Жиллетта о четырех базовых архетипах - "Король, Воин, Маг и Влюбленный".

[Назад]


Н. Б. Долгополов. Футуропрактика a deux

В данной статье описывается психодраматическая работа в жанре футуропрактики (путешествия в будущее) с детско-родительской парой. Работа позволила матери и дочери лучше понять друг друга и преодолеть подростковый кризис их взаимоотношений. Через пять лет дочка привела к футуропрактику уже своего мужа - чтобы получить помощь для решения проблем уже в своей собственной семье...

[Назад]


Е. Л. Михайлова. "Безотцовщина": Что случилось и продолжает случаться с "фигурой отца"

Культурно-психологический анализ темы отцовства - буквального или символического - проводится едва ли не впервые. Возможно, это неслучайно: институт отцовства в постсоветской культуре носит следы тяжелой трансгенерационной травматизации. Ее последствия нуждаются в осознавании, ибо влияют как на психотерапевтический, так и на более широкие социокультурные контексты.

[Назад]


М. А. Румянцева. Как "отец" ушел из "дома" или размышления о том, зачем Волк усыновил Теленка

Данная статья посвящена рассмотрению того, что происходит с образом отца в нашем сознании. Поводом для написания явилось участие автора в воркшопе "Безотцовщина. Что случилось и продолжает случаться с фигурой отца" на проходившей в Москве в конце февраля 2004 года психодраматической конференции. Основная тема статьи - попытка исследовать некоторые причины, способствовавшие формированию определенной роли отца в семье в контексте исторических особенностей российской культуры.

[Назад]


А. С. Щербаков, Ю. В. Власова. Психодраматическая виньетка "Шут внутри нас"

Авторы статьи анализируют пути использования архетипической энергии Трикстера в психодраматической работе. В статье излагаются психологические проявления внутреннего Шута в повседневной жизни. Рассмотрены ресурсные и деструктивные аспекты архетипа Шута в интрапсихическом мире. В конце статьи описывается психодраматическая техника, которую можно использовать для работы с внутренним Шутом.

[Назад]


Е. А. Загряжская. Прощение: примирение с самим собой в психодраме

В статье дается психологический анализ феномена прощения. Автор развивает идеи Лиз Бурбо о прощении как процессе примирения с самим собой и освобождения себя и описывает стратегию психодраматической работы с людьми, не способными простить или попросить прощения.

[Назад]


Т. Ю. Зайцевская. Родник моей жизни

Исследуется тело как источник силы и энергии для человека. Телесные защитные блоки уменьшают спонтанность и ограничивают жизненный репертуар человека. В статье рассматривается психодраматическая работа с телом и дается теоретическая интерпретация.

[Назад]


О. В. Московцева-Бойко. Точка перехода: психодрама проживания

В статье предлагается описание техники "…точка перехода…", представленной одноименной мастерской. На основании опыта проведения данной техники проанализирован процесс преодоления переходных периодов и локусов в процессе личностного развития, представлена концепция этапности перехода на базе представлений об архетипе сезонности в психотерапии.

[Назад]


Л. М. Огороднов, Д. Ю. Петров. От хаоса к порядку. Миры скандинавской мифологии и психодрама

Настоящая статья посвящена описанию психодраматической работы с девятью мирами скандинавской мифологии. Соответствующая мастерская была представлена авторами на Второй московской психодраматической конференции.

[Назад]


И. Н. Ефимова. Психодрама + экзистенциальный анализ: о пользе перекрестного опыления

В практике психодрамы уже не раз успешно использовались теоретические конструкты других психотерапевтических направлений. В настоящей статье автор знакомит с опытом вплетения в драматическую работу идей экзистенциального анализа, исследует соотношение базовых понятий обоих школ. Основные положения статьи иллюстрируются примерами из практики, которые могут быть использованы как в групповой, так и в индивидуальной психодраматической работе. Соединение психодрамы и экзистенциального анализа помогает укрепить Я протагониста, увеличивает его спонтанность и усиливает контакт всех участников драмы с их глубинными духовными структурами, придавая действию дополнительную ценность и значительность.

[Назад]


Е. А. Ромек. Музыка и психодрама

Сообщение о семинаре-мастерской Джозефа Морено "Терапия музыкой: древнее целительство и современные техники", которая состоялась 7-9 ноября 2003 г. в Ростове-на-Дону.

[Назад]


М. А. Бебик. Спонтанный театр с детьми

В предлагаемой статье Спонтанный театр рассматривается с двух точек зрения:
- как способ психологической работы с детьми с целями развития спонтанности, гибкости, навыков взаимодействия с собой и с окружающим миром;
- как метод работы с детьми на театральных занятиях для развития способности импровизировать, чувствовать себя свободно на сцене.

[Назад]


Т. Н. Евдокимова. "Корни и Крылья": Расстановка семьи по методу Берта Хеллингера

В данной работе рассматриваются некоторые аспекты уникального высокоэффективного метода системной семейной терапии, разработанного Бертом Хеллингером. Приведено два примера расстановок, позволяющих увидеть и изменить негативное влияние, оказываемое семейными переплетениями.

[Назад]


И. Е. Романова. Цыганочка с выходом, или о пользе спонтанности бизнес-тренера

Описывается мастерская в формате бизнес-тренинга, проведенная автором на Второй московской конференции "Психодрама здесь и сейчас". В статье описываются использованные в тренинге технологические приемы, динамика группы, а также анализируются типичные трудности, с которыми обычно сталкивается начинающий тренер при проведении бизнес-тренингов.

[Назад]


Е. М. Симонова. Деньги: Рай и Ад

Статья посвящена психодраматической работе с темой денег, которая помогает решить дилемму: как определить ту меру Жизни с деньгами, чтобы не идеализировать Рай благосостояния и не впасть в Адский грех стяжательства. Описывается работа с конкретными темами участников творческой мастерской "Деньги. Рай и Ад" на 2-й Московской конференции по психодраме.

[Назад]


Е. Б. Август. Использование психодрамы в работе профконсультанта: нелегкий путь к собственным "Я"

Ситуация на современном рынке труда предъявляет повышенные требования к личности субъекта профессиональной деятельности уже на этапе выбора и освоения профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается в аспектах жизненных перспектив, построения образов возможного будущего, концепции возможных "Я", что так близко психодраматическому подходу с его возможностями смены ролей, опробования новых способов видения мира и контактирования с миром. Применение психодраматических техник в групповой и индивидуальной работе может содействовать решению задач расширения жизненной перспективы, помогая зарождению и опробованию многообразия возможных позитивных "Я" в ситуации групповой поддержки и получения обратной связи.

[Назад]


М. В. Бурлова, Т. А. Солдатова, Е. М. Симонова, К. В. Щурова. Социодрама "Вас уволили... Ура!"

Разработка "ослабленного травмой сектора" в качестве главного источника личностного ресурса, в общем, не новость в психотерапии, однако объединенное действо в большой группе, как мы полагаем, еще и умножает ресурс каждого в геометрической прогрессии. Работа с социодраматическим действием лишена филигранной точности индивидуальных сессий, но насыщена мощной энергией группового бессознательного, прорывающегося из Тени в освещенный групповым разумом круг.

[Назад]


И. Е. Романова. Социодрама как проекция внутриличностного конфликта и механизмов совладания с ним

Автор анализирует взаимосвязь социальных событий, социодраматических сюжетов, групповой динамики в терапевтических группах и личных тем, предъявляемых протагонистами. Приводятся данные наблюдений соотношения групповой динамики и индивидуальных тем за последние годы в различных группах.

[Назад]


Е. Ф. Абельская. Групповые нормы и культурное строительство в работе директора психодраматической группы

В статье автор обращается к проблеме норм, регулирующих взаимодействия участников психодраматической группы; рассматривает групповые нормы, способствующие и препятствующие эффективному терапевтическому процессу. Подчеркивается значение целенаправленного формирования групповой культуры в работе директора психодраматической группы.

[Назад]


Р. А. Золотовицкий. Ночью все кошки серы...

Автор осмысливает нашу групповую реальность и описывает ее в художественной форме социодраматической пьесы. Мы надеемся, что читатель обратит внимание на теневую, ночную сторону общения людей вокруг психодраматического сообщества.

[Назад]


А. Пэйрон-Гингер. Перлз и Морено: Два брата врага

Развитие психодрамы и гештальттерапии имело много общего, что отражается также в схожести некоторых биографических данных их творцов Я. Л. Морено и Ф. Перлза. Автор анализирует неразрывную взаимосвязь этих методов и их эволюцию в историческом и философском контексте, их взаимовлияние, взаимное обогащение и соперничество. Психодрама и Гештальт являются образцами новой психотерапии, их революционность и прогрессивность заключаются в реабилитации эмоций, тела, повышении роли терапевтической группы и во многом другом. Интеграция этих методов сулит много преимуществ.

[Назад]


А. С. Андреев. Гештальт-подход как система

В работе показана логическая взаимосвязь базовых положений современной концепции гештальт-подхода, позволяющая рассматривать эту концепцию как самосогласованную систему понятий. Произведено сравнение представлений о личностном росте в гештальт подходе и в гуманистической парадигме К. Роджерса. Рассмотрены тенденции развития гештальт-подхода как направления современной психологии.
Ключевые слова: гештальт, концепция, система.

[Назад]


Е. Л. Вознесенская. Кто Я? Что Я? Только лишь… (опыт сочетания символдрамы и арттерапии в работе с образом Я)

Описан опыт сочетания методов символдрамы и арт-терапии для решения проблем, возникающих в связи с искажениями образа Я и кризисом идентификации. Рассмотрены возможности сочетания этих методов в принципе и отдельных приемов и упражнений - мотива "Идеал Я" и "Автопортрета", - в частности. Иллюстрируется двумя случаями из практики.

[Назад]


А. Г. Лидерс. Тренинг личностного роста для подростков и старшеклассников

В статье описывается методика тренинга личностного роста для подростков. Тренинг направлен на обеспечение условий для развития профессионального и личностного самосознания подростков, их представлений о своих личностных особенностях, привычках, установках, способах мышления и общения.

[Назад]


Е. Л. Вознесенская. Социально-психологическое измерение проблем семьи

Репортаж о Научно-практическом семинаре "Социально-психологическое измерение проблем семьи", который состоялся 30 марта 2004 г. в Киеве.

[Назад]


О. Г. Саначина, Ю. Н. Журин. В психодраме можно все! Сегодня сцена принадлежит Якову Наору - психодраматисту из Израиля

Сообщение о семинаре-мастерской Якова Наора "Внутренняя агрессия и психодрама", который состоялся 28-30 мая 2004 г. в Москве.

[Назад]


Все номера журнала >>>


© 2002-2018 "Психодрама и современная психотерапия"
www.psychodrama.com.ua


 

Назад